Краткая биография имама Малика
Краткая биография имама Малика
Ислам добавлено 28 дней назад

Краткая биография имама Малика

Краткая биография имама Малика

Image

По мнению большинства ученых, имам Малик бин Анас, да помилует его Аллах, родился в 93 году по хиджре в Лучезарной Медине. Он застал наследие сподвижников, табиинов, следы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, и великие события, что оказало большое влияние на его жизнь, мысль и понимание религии, а Медина является источником света и колыбелью знаний.

Его род исходит от йеменского племени «Зу асбах», его мать звали Алия бинт Шарик аль-Аздия. Его отец и мать – оба являются арабами из Йемена.

Он вырос в семье, в которой изучали хадисы, и в обществе, в котором вовсю занимались преданиями и хадисами. Его дед Малик бин Аби Амир относился к числу больших табиинов и передавал хадисы от Умара бин аль-Хаттаба, Усмана бин Аффана, Тальхи бин Убайдуллах, матери правоверных Айшы. От него передавали его сыновья: Анас (отец Малика), Раби’, Нафи’ (прозванный Абу Сухайль). Его отец Анас, скорее всего, не был слишком занят хадисами, однако, каким бы ни было его научное положение, его дяди и дед были богаты знаниями, и их ученая степень была достаточна для того, чтобы семья была известна своей научностью. Благодаря имаму Малику его брат ан-Надр склонился к знаниям и неразрывно посещал ученых, получая от них знания.

Имам Малик выучил Коран в детстве (в начале своей жизни), как и было принято в большинстве исламских семей, а затем начал учить хадисы. В его окружении нашлись те, кто подталкивал его к этому, наставлял и мотивировал. Когда он сказал своей матери о своем желании записывать хадисы, она одела его в лучшую одежду и чалму, затем сказала: «Теперь иди и пиши». Она также говорила ему: «Иди к Раби’а и научись у него адабу прежде знаний» («Аль-Мадарик», 115).

В молодости он семь лет учился у Ибн Хурмуза, изучал у него разногласия людей, и как отвечать тем, кто следует своим страстям. Своими качествами и правильным руководством он так сильно повлиял на имама Малика, что он говорил: «Я слышал, как Ибн Хурмуз говорил: «Сидящим с ученым необходимо унаследовать от него слова: «Я не знаю», чтобы это стало основой в их руках, к которой они прибегают, чтобы отвечать на незнакомый вопрос «Я не знаю»». Ибн Вахб сказал: «На большинство вопросов имам Малик отвечал «Я не знаю»».

Он получал знания и от вольноотпущенника Ибн Умара Нафи’а, и говорил: «Я приходил к Нафи’у днем и не было дерева, в тени которого я мог бы спрятаться в ожидании пока он выйдет. Когда он выходил я еще некоторое время делал вид, что не вижу его. Затем подходил к нему здоровался и оставлял его, пока он не зайдет, а затем я у него спрашивал «что сказал ибн Умар в такой-то ситуации», и он отвечал мне. Затем я оставлял его, так как он был очень суровым человеком» («Ад-Дибадж-уль-мазхаб», 117).

Он учился у имама Ибн Шихаба аз-Зухри, о чем он рассказывал следующее: «Был праздничный день и я подумал: «В этот день Ибн Шихаб будет свободен». Из мечети я отправился к нему и сел у его дверей, где услышал, как он говорил своей рабыне, чтоб посмотрела кто у дверей. Она посмотрела и сказала: «Ваш белокурый слуга Малик». Он сказал: «Впусти его». Я вошел и он сказал: «Ты ходил к себе домой?» Я ответил: «Нет». Он спросил: «Ты ел что-нибудь?» Сказал: «Нет». Он сказал: «Поешь». Я ответил: «Я пришел не для этого». Он спросил: «Что же тебе нужно?». Я ответил: «Расскажи мне хадис». Он сказал мне: «Доставай». Я вытащил свои доски и он рассказал мне сорок хадисов. Потом я сказал: «Добавь еще». Он ответил: «Тебе достаточно. Если передашь эти хадисы, то ты из хафизов». Я сказал: «Я их уже выучил». Тогда он взял у меня доски перевернул их и сказал: «Рассказывай». После того как я рассказал их он вернул их мне и сказал: «Вставай, ты из сосудов знаний».

Некоторые ученые по хадисам говорили: «Имамом людей после Умара был Зайд бин Сабит, после него Абдуллах бин Умар, от Зайда получили знания двадцать один человек, затем их знания перешли к троим: Ибн Шихабу, Бакиру бин Абдуллах и Абу аз-Заннад, а знания их всех перешли к Малику ибн Анасу» («Аль-Мадарик», 68).

Он так сильно почитал хадисы пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, что когда у него спросили: «Слышал ли ты хадисы от Амр бин Динара?», он ответил: «Я видел, как он рассказывал хадисы, а люди записывали их стоя. Я же не захотел писать хадисы Пророка, мир ему и благословение Аллаха, стоя».

Также, как он не жалел сил в заучивании хадисов и посещении собраний ученых, также он не жалел средств на этом пути. Ибн аль-Касым говорил, что получение знаний привело Малика к тому, что он разобрал крышу своего дома и продал доски. Позже этот мир сам склонился к нему» («Аль-Мадарик», 115).

После того как имам Малик завершил изучение хадисов и методологию вынесения фатв, он устроил кружок для обучения людей в мечети Пророка, мир ему благословение Аллаха. Некоторые источники передают, что тогда ему было 17 лет. Вспоминая это время и свое положение, когда он принялся преподавать и выносить фатвы, Малик, да помилует его Аллах, говорил: «Не каждый желающий мог устроить кружки в мечети для хадисов и фатв. Сначала нужно было посоветоваться с благородными и достойными людьми и если они считали его достойным, то открывались такие кружки. Я не начинал там сидеть, пока 70 ученых не посчитали меня достойным для этого» («Аль-Мадарик», 127).

Имам, да помилует его Аллах, украшался перед преподаванием хадиса, из-за чего у него появлялось величие и уважение, которого не было у других. Аль-Вакиди говорил: «Его собрание было собранием достоинств и знаний, и он был уважаемым и благородным человеком. Там не было ничего из шума и лицемерий, никто не поднимал голоса. И когда его о чем-то спрашивали, то ему не говорили «Откуда ты это взял?».

По причине своей искренности в получении знаний он соблюдал некоторые вещи и отдалялся от некоторых других вещей. Он соблюдал сунну Пророка, и придерживался явных, ясных и очевидных дел, и говорил: «Самые лучшие из дел – ясные и явные. Если ты окажешься между делами, в одном из которых сомневаешься, то берись за то, в чем уверен».

Он выносил фатвы без навязывания своего мнения, боясь ввести в заблуждение и отдаления от сунны Пророка, мир ему и благословение Аллаха.

При вынесении фатв он отличался терпеливостью, не спешил, размышлял долго и глубоко, поскольку поспешность может приводить к ошибкам. Его ученик Ибн аль-Касым сказал: «Я слышал, как имам Малик говорил: «Есть вопрос, над которым я размышляю десять с лишним лет, и ответ на который я еще не нашел».

Он также говорил: «Тот, кто собирается отвечать на вопрос, пусть представляет себя перед Адом и Раем и подумает о том, как его ответ повлияет на его исход» («Ад-Дибаж-уль-мазхаб», 23).

Ему как-то задали вопрос, сказав, что он легкий, на что он разозлился и сказал: «Вопрос легкий, простой?!» В знаниях нет легких вопросов. Разве вы не слышали слов Всевышнего Аллаха: «Мы непременно ниспошлем тебе весомые слова»?! В знании все трудное, и особенно то, что за него будет спрос в Судный день» («Аль-Мадарик», 162).

Несмотря на отдаленность имама от революций и подстрекательств к ним, и поглащенность получением знаний, в 146 году по хиджре, в эпоху Аббасидов, его постигло испытание во время правления Абу Джафара аль-Мансура. Его избивали кнутом, и настолько сильно тянули руку, что она вышла из плеч. И причиной этому, как известно, было то, что он рассказывал хадис: «Нет развода по принуждению». Смутьяны приняли этот хадис, как доказательство недействительности присяги Абу Джафару аль-Мансуру. Это произошло во время восстания Мухаммада бин Абдуллаха бин аль-Хасан ан-Нафс аз-Закия в Медине. Аль-Мансур запретил Малику рассказывать этот хадис, но когда у него спросили о нем, он перед всеми людьми рассказал этот хадис. Правитель Медины Джафар бин Сулейман высек его за это. В некоторых источниках передается, что после этого Абу Джафар аль-Мансур извинился перед имамом Малик, поскольку он не знал о случившемся.

Ученик Абу Ханифы Абу Юсуф сказал: «Самыми знающими людьми, которых я видел, были трое: Малик, Ибн Абу Лейля и Абу Ханифа».

Абдурахман бин Махди сказал: «Имамами хадисов, которым следуют, являются четверо: Суфьян ас-Саври в Куфе, Малик в Хиджазе, Аль-Авзаи в Шаме и Хаммад бин Зайд в Басре».

Суфьян бин Уяйна сказал: «Мы ничто по сравнению с Маликом! Мы смотрели на какого-либо шейха, и если Малик записывал от него, то и мы записывали. И я считаю, что Медина разрушится после смерти Малика бин Анаса».

Сказал Аш-Шафии: «Если хадис дошел до тебя от Малика, то придерживайся его… Если пришло сказание, то Малик – звезда, если упоминаются ученые, то Малик – звезда. Никто не достиг такой степени в знании, как Малик, своей способностью запоминать, точностью и сохранностью. Кто желает достоверного хадиса пусть прибегнет к Малику».

Сказал Ахмад бин Ханбаль: «Малик – господин среди ученых, и он – имам хадиса и фикха. Нет подобного ему. Он следовал по стопам обладателей разума и морали».

Сказал Аль-Кады ‘Ияд, да помилует его Аллах: «Он прожил около семидесяти лет, был имамом, передавал хадисы и выносил фатвы. Семьдесят лет его слушали, и с каждым разом он становился благороднее, продвигался вперед своим талантом, способностью и главенством, пока не скончался. Он оставался таковым на протяжении многих лет и добился главенства и в религии, и в мирском» («Аль-Мадарик», 111).

По словам большинства передатчиков, он скончался в 179 году по хиджре.

Да помилует Аллах имама Малика и всех имамов мусульман.

Также можете прочитать книгу шейха Мухаммада Абу Захра «Малик: его жизнь, его эпоха, его мнения и его фикх».

А Аллах знает лучше.


[Статья подготовлена по материалам фатвы уважаемого шейха Махаммада Салиха аль-Мунаджида с сайта – islam-qa.info]


Альфия Аматуллах [islamcivil.ru]

0
0
0
0
0
0
0
0
0
0 Комментарии

Follow Us on Facebook